ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Одной
из актуальных проблем современной педагогической практики является
проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Задачи детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития.
Наличие
этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения
детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально
адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение,
присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решения следующих задач:
—создание
условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального
опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
—формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями;
—осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
—взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
—физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
—социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
—познавательно-речевое
развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной
деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе;
развитие познавательных интересов;
—развитие речи как средства познания;
—художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
—диагностику
индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей,
диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за
поведением детей в группе;
—планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
—организацию
предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей,
стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности,
обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;
—организацию
совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она
подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей
деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной
деятельности и др.; социализацию в условиях совместной деятельности
детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для
творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения,
фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками,
игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети
сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают
друг другу для достижения положительного результата; использование
естественных и образовательных ситуаций для развития социальных
навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях;
использование различных видов деятельности, которые соответствуют
уровню развития детей);
— мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
—повышение
профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального
сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном
пространстве дошкольного учреждения;
—положительную
динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в
образовательное пространство дошкольного учреждения;
—создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
—повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
—разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Прикреплённый файлПриказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N
1599
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной
отсталостью" Прикреплённый файл
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N
1598
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
Прикреплённый файлПаспорт доступности объекта и предоставляемых услуг
Прикреплённый файл
Конвенция "О правах инвалидов"
Прикреплённый файл
Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Прикреплённый файл
Федеральный закон "О внесении изменений в законные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (принят Государственной Думой 21 ноября 2014г. одобрен советом федерации 26 ноября 2014г.)
Прикреплённый файл
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015г. №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Прикреплённый файл
Приказ от 15 октября 2015г. №723н "Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"
Прикреплённый файлГосударственная программа РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годы
Прикреплённый файл
"Методическое пособие для обучения (инструктирования)
сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по
вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и
объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом
необходимой помощи"
Прикреплённый файлПостановление от 11 июля 2020 года №1038 "О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"
Прикреплённый файл