«Сказку ты, дружок, послушай и
сыграй»
«Что за прелесть эти
сказки!» - говорил А.С. Пушкин. И мы с ним согласны. Мальчишки и девчонки
нашего детского сада, очень любят сказки. Любят их не только слушать, но и в
них играть. Они с нетерпением ждут, когда придёт время, и они снова окажутся в
удивительном мире драматизации! Так происходит сейчас, а в начале, в силу
нашего маленького возраста, мы могли только знакомиться с театром. Мы посещали
спектакли детей старшего дошкольного возраста, смотрели игру настоящих артистов
и много беседовали о театре. Ребята
заворожено слушали мои рассказы. Сейчас они сами могут рассказать о том, что
такое театр. Что для нас – это,
прежде всего праздник. Спектакли
приносят нам, зрителям радость, а мы отвечаем актёрам аплодисментами. Главная
фигура в театре это – актёр. Актёр должен чётко, понятно произносить слова,
красиво двигаться, правильно дышать, разговаривать мимикой, жестами, эмоциями. Прежде
чем приступить к произношению слов спектакля, мои маленькие актёры тренируют
речевой аппарат, выполняют
упражнение на дыхание такие как: (по
Б.Толкачеву)
1.
«Поливаем
цветы». И.п.- стоя, ноги слегка
расставлены, одна рука на поясе, вторая, согнутая в локте, - перед грудью,
пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос – поднять руку вверх; выдох – вернуться в
и.п., произнося «Ш-ш-ш…».
2.
«Аромат
цветов». И.п. – стоя, руки
за спиной. Вдох через нос, не поднимая плечи; выдох ртом – произносить «А-ах!». Воздух
выходит ровной струей. Небольшая задержка дыхания, пока ребенку не захочется
самому вдохнуть. Спокойный вдох носом.
3. «Песок» Дети, сидя по-турецки, как бы пересыпают песок из одной
руки на ладонь другой, озвучивая выдох: «С-с-с…». Звук должен быть ровным,
спокойным.
Разрабатываем артикуляционный аппарат специальной гимнастикой:
1. «Домик
открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Описание: Слегка
улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»:
«а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Это упражнение
тренирует умение спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, удерживать
губы и язык в заданном положении.
2. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке:
у-у-у.
Описание: Вытянуть
сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от
1 до 5-10.
Это упражнение вырабатывает
движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность.
3. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет
взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Описание: Улыбнуться,
слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём
на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение
выполняется 8-10 раз.
Это упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность.
Совершенствуем дикцию. Для развития дикции и артикуляции очень помогают
скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы:
1. Говорим скороговорки голосом героев
сказок или мультфильмов.
2. Проговариваем текст тихо и громко,
увеличивая и уменьшая громкость.
3. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то высоко, то - низко, то постепенно - повышаем высоту звука.
4. Игра «Щенок». М.
Картушина, сл. С. Маршака
Дети стоят в кругу, проговаривая скороговорку,
передают друг другу щетку.
«Щеткой чищу я щенка,
Щекочу
ему бока»
У кого в конце окажется щетка. Тот
поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.
Теперь мы готовы! Готовы и слушать сказки
и играть. В наш репертуар входят и театрализованные игры, и разыгрывание этюдов, и драматизация
Русских народных сказок и сказок «на новый лад». Представляю вашему вниманию
некоторые из них: игры «Веселые обезьянки», «Поварята» они развивают внимание,
наблюдательность, быстроту реакции, память. «Угадай, что я делаю?», «Любитель рыболов», «Одно и то же по-разному» Развивают воображение, фантазию,
память, музыкальный слух. Действия с воображаемыми предметами в ходе игры «Что мы делаем, не скажем, но
зато покажем» способствует
развитию чувства правды и веры в вымысел.
Разыгрывание этюдов «Радость,
гнев, грусть, удивление, страх» учит действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение
друг друга. Театр кукол Би-ба-бо, драматизация сказок, настольный театр. Развивает воображение, фантазию
детей, даёт возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с
друзьями. На фото представлена драматизация Русской народной сказки «Заюшкина
избушка».
Оснащение
театрального уголка в нашей группе я стараюсь постоянно дополнять, чтобы
поддерживать интерес у детей.
Ребёнок познаёт
мир через сказки. Сказки служат огромным источником
мудрости и знаний для малыша они переносят нас в волшебные миры, где много вымышленных
персонажей, говорящих животных и предметов...
Играйте с детьми в сказки!
Воспитатель первой категории:
Хохлова Наталья Сергеевна